Православие.Ru Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru


Расширенный поиск
Церковный вестник

Православная Абхазия

Великий пост

Великий пост

В жизни православных христиан Абхазии и всего  православного мира наступило особое радостное, и в тоже время покаянное, но  ожидаемое время  - Великий пост. С понедельника первой седмицы Святой Четыредесятницы  (Великого поста) все верующие Абхазии  вступили на путь усиленной молитвы, поста и подвига.  Согласно учения Святой Церкви Великий пост – есть наша десятина Богу. Это время когда посредством телесного воздержания в пище и увеселениях, и  молитвы христиане имеют ценную возможность остановиться, подумать, покаяться, усиленно помолиться. 

Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами.
Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, так как прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем предыдущие дни. С понедельника по четверг на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. 

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. 
 
Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.
В субботу первой седмицы Святая Церковь воспоминает о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном  христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике. Отступник Юлиан повелел окропить всю снедь (пищу) продаваемую на базаре жертвенной кровью животных, дабы через эту оскверненную пищу осквернились и христиане в самом начале подвига поста. Но вмч. Феодор Тирон явился архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Таким образом, верные христиане избежали осквернения.  Освящение колива (иначе кутии) совершается в пятницу первой седмицы после Преждеосвященной Божественной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору. 

 Во многих храмах в постовое время  совершаются умилительные и чудные  богослужения, именуемые пассиями (от лат. passio – страдание), воспоминание Святых Страстей Господа и Бога, Спаса  нашего Иисуса Христа. Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершаются они в неделю вечера (за вечерней воскресной службой)  в первую, вторую, третью и четвертую седмицы Великого поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».  Тем не менее, пассии полюбились православным, и все они стараются, не смотря на занятость, обязательно  побывать на этих службах.

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста дарит православным особый день называемый  иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским. Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. 

 Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Возврат к списку

Церковный Совет
АПЦ
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы



Игумен Игнатий (Киут)

  Игумен Сергий (Джопуа) 
     

Иеромонах Василиск (Лейба)

                      
       Официальный сайт работает с благословения священноначалия Абхазской Православной Церкви© Copyright 2011-2022