Святые мученики Киприан и Иустина, молите Бога о нас
Сегодня в Благовещенском кафедральном соборе г. Сухум была совершена праздничная Божественная литургия. Ее совершил настоятель храма свт. Николая иеромонах Давид (Гвазава).
Житие святых Киприана и Иустины одно из самых трогательных и близких нашим современникам. Киприан – образованный молодой человек, искушенный в волховании и философии, путешествуя по различным странам, поражал всех «чудесами» и тайными науками. Не оставила слава Киприана и в родной Антиохии. Но однажды его постигло поражение перевернувшее всю жизнь «волшебника».
Иустина, знатная красавица была дочерью языческого жреца, однако уже была просвещена светом христианства. Случайно услышав о Христе от проходившего мимо ее окна диакона, Иустина через непродолжительное время стала истовой христианкой и приняла святое крещение. Спустя время дочь смогла убедить своих родителей в истине христианской веры и они тоже приняли крещение. Отец девицы был посвящен в сан пресвитера. Аглаид, полюбивший Иустину преследовал ее и склонял к браку, но юная христианка отказалась от брака с язычником и тщательно избегала его. Тогда отчаявшийся влюбленный обратился к знаменитому волхву Киприану, с просьбой, выражаясь современным языком «приворожить» девушку.
Колдун, надеясь получить богатое вознаграждение, действительно употребил все средства, которые мог почерпнуть в науке волхвования, и, призвав на помощь бесов, пытался склонить Иустину на брак с полюбившим ее юношей. Но девушка была ограждена силою своей веры и преданности единому Христу, и никакие волхования не возымели над ней действия.
Тем временем в городе появилось моровое поветрие. Распущен был слух, что могущественный волхв Киприан, которому не удаются его волхвования, мстит целому городу за противодействие Иустины, наведя на всех смертельную болезнь. Перепуганный народ приступил к Иустине как к виновнице общественного бедствия и убеждал ее удовлетворить волхва — выйти замуж за Аглаида. Иустина успокоила народ и в твердом уповании на помощь Божию обещала скорое освобождение от губительной болезни. И действительно, как только она помолилась Богу своей чистой и крепкой молитвой, болезнь прекратилась.
Эта победа и торжество христианки были одновременно полным посрамлением Киприана, считавшего себя могущественным волхвом и похвалявшегося знанием тайн природы. Но это же послужило и ко спасению человека, одаренного сильным умом, который главным образом по заблуждению растрачивался на недостойное употребление. Киприан понял, что есть нечто высшее, чем его знания и таинственное искусство, чем та темная сила, на помощь которой он рассчитывал, стремясь поразить непросвещенную толпу. Он понял, что все это — ничто перед познанием Того Бога, Которого исповедует Иустина.
Увидев, что все его средства бессильны против слабого существа — молодой девушки, вооруженной только молитвой и крестным знамением, Киприан наконец постиг значение этих двух действительно всемогущих орудий. За учением о Христе Киприан пришел к епископу Анфиму, от него же и принял святое Крещение. Через год он был поставлен иереем, а потом епископом. Иустина была посвящена в диакониссы и поставлена начальницей общины христианских дев.
Одушевленные пламенной любовью к Богу, Киприан и Иустина много послужили распространению и утверждению христианского учения. Проповедь святых навлекла на них жестокие гонения. По повелению правителя области Евтолмия Киприан и Иустина была схвачены и после истязаний отправлены к римскому императору, который приказал усечь их мечом.
Житие Киприана и Иустины наглядно показывает нам, современным христианам, что в любой жизни есть место раскаянию и всегда можно изменить свою жизнь, если потрудиться. Также житие святых учит нас не бояться современных «колдунов и ворожей» и твердо верить, что никакие ухищрения бесов и их приспешников не способны причинить нам вреда, если мы имеем истинную веру в Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Мы знаем, что святая Иустина лишь молитвой сокрушила все козни диавола. «Молитва есть средство для приятия всех благодатей, столь обильно изливаемых на нас из неистощимого источника беспредельной к нам любви и благости Божией; молитва есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу; есть золотой ключ, отверзающий нам сокровища милосердия и щедрот Божиих. Молитва есть источник всякого добра — благ душевных и телесных. Без молитвы духовная жизнь наша и алчет, и жаждет, и умирает.»
Тропарь священномученика Киприана и мученицы Иустины
глас 4
И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, богодухновенне,/ в видения восход:/ сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Киприане,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.
Кондак священномученика Киприана и мученицы Иустины
глас 1
От художества волшебнаго обратився, богомудре,/ к познанию Божественному,/ показался еси миру врач мудрейший,/ исцеления даруя чествующим тя, Киприане со Иустиною:/ с неюже молися Человеколюбцу Владыце// спасти души наша.