Прощеное воскресение. Начало Великого поста
«Если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать
людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешения ваших».
Евангелие от Матфея, 6, 14-15.
Приближается один из самых ожидаемых и любимых периодов для православных христиан. Считанные дни остались до начала Великого поста предваряющего главное событие и великий праздник Воскресения Христова.
13 марта в воскресение во всех храмах Абхазии будет совершен Чин Прощения. Этот день завершает период подготовительных недель к Великому посту. Согласно церковной традиции, в вечер накануне первого дня Поста, настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение. В Прощенное воскресенье принято испрашивать прощение и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя)» – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.
Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к Пасхе из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.
Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. Первый день Великого поста называется "Чистый понедельник". Название «Чистый понедельник» происходит от стремления провести первый день поста в чистоте. Литургически этот день начинается накануне вечером, в воскресение, когда во всех Православных храмах совершается чин вечерни, по окончании которого совершается Чин прощения. Таким образом, христиане начинают Великий пост с чистой совестью, с прощения и с христианской любовью. В «Чистый понедельник», как и в последующие 2 дня, соблюдается очень строгий пост. По возможности, верующие стараются воздерживаться от пищи, усерднее молиться, бороться с греховными страстями. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.) Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы
Великого поста. Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц Великого поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона.
Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в первую седмицу Великого поста не вкушать растительного масла ( сухоядение).
Но главное это пост духовный, смирение плоти для возвышения нашего духа. Великий пост прекрасное время, чтобы остановиться, задуматься, помолиться. Особое внимание в дни Великого поста уделяется поминовению усопших, которые же не могут ни каяться, ни молиться о себе.