ЧТО ГОВОРЯТ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РАСКОЛЕ И РАСКОЛЬНИКАХ
По благословению Председателя Церковного Совета АПЦ иерея Виссариона Аплиаа
ЧТО ГОВОРЯТ СВЯТЫЕ ОТЦЫ О РАСКОЛЕ И РАСКОЛЬНИКАХ
Усилия еретиков и раскольников начинаются обыкновенно с самоуправления, соединенного с надменным и гордым презрением церковного управления. Так и совершаются отступления от Православной Церкви и осквернения алтаря. Поступки отца Дорофея еще раз подтверждают, что он занялся самоуничтожением, ни кому не прислушиваясь, ведет себя как человек, который не имеет никакого отношения к православному учению. Отец Дорофей запрещенный занимается самоуправлением. До определения суда он не имел никаких прав приближаться к престолу, и нанес этим вред людям, которые приходили к нему. Об этом должны знать все православные христиане Абхазии. Если суд оправдает его, в таком случае может вести себя как служащий Церкви Православной. А все его действия за более чем 20-летний срок говорят обратное, он подлежит лишению сана.
Апостол Павел
Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. (Рим.16:17-18).
Свт. Ириней Лионский
Христос рассудит тех, которые производят расколы, – не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань.
Если люди не хранят союза и самого искреннего общения с Православной Церковью, даже предали бы себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровью, неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником, оставляющий Православную Церковь, которая будет царствовать, не может сподобиться царствования.
Надлежит следовать пресвитерам в Православной Церкви тем, которые <...> имеют преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению Отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в подозрении или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и тщеславия. Все эти отпали от истины. (Пять книг против ересей).
Священники Абхазской Православной Церкви обращаются ко всему народу Абхазии по поводу ситуации, сложившейся вокруг служения в Ново – Афонском Монастыре, где располагается т.н. Священная Митрополия Абхазии, и проводятся богослужения и таинства, совершаемые запрещенным в священнослужении и находящимся под церковным судом иеромонахом Дорофеем Дбар, который называет себя архимандритом Элладской Церкви и никаких канонических прав на это не имеет.
Получив священный сан, в 2001 году Дорофей (Дбар) сразу же очень активно взялся за осуществление своей концепции построения церковной жизни в Абхазии, показав себя самочинным деятелем, постоянно подчеркивая, что он ученый. Он начал проявлять нетерпимость к традиции богослужения и монашества, всвязи с чем последовали предупреждения о прещениях, как от епископа Майкопского Пантелеимона, так и от Патриарха Московского Алексия. Затем, последовали решения Лыхненского собрания абхазского духовенства, Майкопское соглашение, но наши братья, тогда был еще в сане о. Андрей (Ампар), не вняли никаким увещеваниям, и в 2007 году последовал запрет в священнослужении о. Дорофея, который, к тому времени уехал в Грецию. Находясь на обучении в Греции, о. Дорофей, вошел в доверие к митрополиту Элладской церкви Димитрию Гуменисскому, который возвел его в архимандриты в пределах своей митрополии, что стало определенным детонатором для возобновления деятельности о. Дорофея в Абхазии.
Никогда о. Дорофей, к сожалению, планируя свои замыслы построения церковной жизни в Абхазии, не опирался на святоотеческий опыт развития церкви, а видел это развитие в примерах светских современных западных технологий.
Сознание Дорофея вызывает сомнения, его вольнодумство сродни более не православному собранию, по духу он чужд православному христианству.
С точки зрения церковных канонов, его действия неканоничны, он находится под прещением епархиального церковного суда, отсутствует покаяние. Он неоднократно заявлял, «Я каяться не собираюсь, мне не в чем каяться», тогда, как покаяние и смирение, - показатель православного сознания, чем уничтожает себя и окружающих, наносит вред, позиционируется своими поклонниками как спаситель Абхазской Православной Церкви, вводит в заблуждение доверчивый абхазский православный народ, нанося большой духовный вред пастве. Представители власти Абхазии неоднократно ходатайствовали и перед Церковным Советом Абхазской Православной Церкви, и перед Патриархом Московским Кириллом о снятии прещений с о. Дорофея. Так, в июне 2019 года администрация города Новый Афон обращается к о. Виссариону, и тогда же отец Виссарион вместе с президентом республики Абхазия обращается непосредственно к патриарху Кириллу. Руководство РПЦ готово принять покаяние о. Дорофея и вернуть его в лоно Церкви, но он не идет на уступки, отказываясь приносить покаяние.
Непонятно, как человек с такой гордыней будет отвечать перед Богом, ведь такая безмерная завышенная самооценка - проказа души, в истории Церкви было много лжеученых богословов. Так, Арий был ученый пресвитер, но нанес такой вред церкви, что плевелы его проповеди, как язва поразила сознание многих людей, в том числе, иерархов Церкви, на очень долгий период истории. Нашему народу пора бы понять, что такая история нам совсем не нужна.
Инициировав на территории Ново-Афонского монастыря т.н. Церковно-Народное собрание и Митрополию, иеромонах Дорофей попал под запрет в священнослужении и не имеет права совершать Божественную Литургию, проводить Крещение и иные таинства, чем он постоянно занимается на территории монастыря, и на всей территории Абхазии. Как Ново-Афонский Монастырь, так и вся территория Абхазии - это место служения Абхазской Православной Церкви, и все храмы и места служения переданы АПЦ.
Отец Дорофей постоянно говорит, что у нас нет раскола, потому что нет официальной Церкви, так как нет абхазского епископа. Святейший патриарх Кирилл укрепил нас словами: ”Я ваш архиерей”, сегодня у нас такая ситуация, и мы должны благодарить за это Бога, а не пытаться искать окольных и авантюрных путей.
Когда-то иеромонах Дорофей писал в Москву с предложением отдать Ново-Афонский монастырь Московской Патриархии. Но получил отказ. Сейчас же он желает наш монастырь подарить Константинополю. Абхазский народ должен знать, кто и какие подарки делает за его спиной.
15 сентября 2009г. все православные священники Абхазии подписали декларацию о воссоздании Абхазской Православной Церкви. Епархиальное собрание 15 сентября 2009г. утвердило Устав Пицундской и Сухумской епархии Абхазской Православной Церкви. Действуя в духе этой декларации, на основании Устава и по поручению Церковного Совета священник Виссарион Аплиаа 24 декабря 2010 года зарегистрировал в Министерстве юстиции Республики Абхазия этот Устав.
Церковный Совет Абхазской Православной Церкви напоминает, что нелитургические, то есть управленческие обязанности епископа в Абхазской Православной Церкви несет председатель Церковного Совета АПЦ иерей Виссарион Аплиаа.
Абхазское духовенство не рекомендует абхазской пастве принимать участие в мероприятиях, которые проводит лжеархимандрит Дорофей (Дбар). По словам апостола Павла, мы обращаемся к вам: «Мы вам скажем, а вы поступайте, как разумеете…», мы же вас призываем к мудрым решениям.
Священники Абхазской Првославной Церкви:
игумен Игнатий (Киут)
иером. Василиск (Лейба)
иерей Никита Адлейба
иерей Далмат Гопия
иерей Матфей Тужба
иером. Давид (Гвазава)