Христос воскресе из мёртвых смертью смерть поправ и сущем во гробах живот даровав!
По благословению его высокопреподобия священно иерея Виссариона Аплиаа.
Святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский(+389г.)говорит «Кто возьмётся образовать защитника истины (священника), который должен стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы на горный жертвенник, священнодействовать со Христом, воссозидать создание, восстановлять образ Божий, творить горнего мира».
Пастырь должен быть воплощением любви Христовой, как к Богу, так и к ближнему. Любовь к пастве должна заполнять всю душу пастыря: «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал?» - говорит апостол Павел (2кор.11.29; Галл. 4, 19). Любовь пастыря к пасомым в повседневной жизни проявляется во всех случаях соприкосновения его со своими прихожанами: не только во время принесения им Бескровной Жертвы за Божественной литургией, где он особенно молится за них, как о предстоящих людях ожидающих от Господа великой и богатой милости, но и во время совершения им святых таинств и треб церковных.
Здесь он должен проникнуться сознанием, что каждый верующий идёт к нему за духовной помощью, а по этому наиболее полное окормление верующих с его стороны, и будет полным проявлением к ним любви, удовлетворение религиозных потребностей верующих с его стороны, будет и полным проявлением к ним любви Христовой; но будет оскорблением святыни Божьей, если Господне дело он будет делать с небрежением.
Сущность пастырского служения может быть определена , как служение избранных лиц, таинстве Священства, облеченных благодатью Святого Духа, через их личную святую жизнь, учение, их молитвенное предстательство пред Богом, через совершение святых таинств для примирения людей с Богом и единения с Ним в Царстве его вечной славы.
В надежде на врачевание благодатными средствами Святой Церкви, молитвами её пастырей, верующие люди несут в Храм грехи, страдания и скорби, кровоточащие раны совести, греховную волю, заблуждения своего ума.
Своим молитвенно смиренным духом, истовым совершением богослужения, пастырь призван воодушевлять паству на искреннюю, внутренносокровенную молитву. Исполнение пастырем своего долга по отношению к пасомым предполагает и наличие соответствующего отношения мирян к своим христианским обязанностям.
Апостол Павел учит о Церкви как о Теле Христовом: «Вы-тело Христово, а порознь-члены». (1. Кор. 12.27); «Тело же не из одного члена, но из многих» (1. Кор. 12.14) «Но теперь членов много, а тело одно» (1. Кор. 12.20); «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,-так и Христос» (1. Кор. 12.12); «Посему, страдает пи один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1. Кор. 12.26).
Таким образом, как в теле каждый член действует не для себя, исключительно, но на пользу всего организма, так и в Церкви, на каждом члене лежит общецерковная забота; как в организме функции членов различны, так и в Церкви не все члены занимают равное положение, но каждому принадлежит особый вид Церковного служения. В Церкви много видов христианского служения, но все они объединены единством цели.
Вступление в Церковь совершается через таинства Крещения и Миропомазания. Все члены Церкви имеют свою долю участия во всех проявлениях жизни и деятельности Церкви; в вероучении, в таинствах богослужении, в церковном управлении. Служение мирян в Церкви осуществляется через веру, надежду и любовь. Миряне призываются окружить своих пастырей сыновней любовью, уважением и доверием, оказывать им доброхотное повиновение.
«Просим же Вас, братья – обращается апостол Павел к солунским христианам, - уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господи, и в вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их». (1. Фее. 5.12), а в другом случае поучает: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязаны дать отчет; чтобы они делали с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13.17).
Миряне, должны одновременно находится в молитвенном общении друг с другом и со своими пастырями. Все члены Церкви священнослужители и миряне, должны быть связаны между собой и готовы в любой момент поддержать друг друга: «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны, и единомышленны»(Флп.2.2) «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Галл. 6.2).
Следовательно и духовенство, и миряне- полнокровные члены Церкви и активные труженики на ее поприще. 64-е правило VI Вселенского Собора (680-681гг.) запрещает мирянину выступать в Храме как учителю веры: «Не подобает, мирянину перед народом произносите слово или учите и такое брати на себя учительное достоинство, но повиноваться преданному от Господа чину, отверзати ухо приявшим благодать учительского слова…».
Хотя совершение богослужений является прерогативой иерархии, миряне участвуют в них всегда: они присутствуют за богослужениями, поют, читают, отвечают на возгласы священника и епископа, молятся совместно с ним о совершении таинства Евхаристии; при совершении хиротонии архиерей приглашает мирян к общей молитве за посвящаемого: «Помолимся убо о нем, да придет на него благодать Всесвятого Духа» миряне поют при хиротонии аксиос (Достоин), что свидетельствует об их участии в совершении таинства.
Из мирян избирает клир. Они могут представлять епископу кандидата для посвящения в иерархическую степень. Апостол Павел говорит о избираемом для священослужения: «Надлежит ему так же иметь доброе свидетельство от внешних» (1. Тим. 3.7.), но правилами 4-м и 6-м Первого Вселенского Собора (325г.) избрание епископов ограждено от вмешательства мирян, что бы не вносить в этом строго определенное церковными канонами действие нестроений.
Церковь есть дом Божий: в ней Господь Глава. Так как мы веруем в Церковь, которая есть общество верующих в Господе, соединённых в одно тело Главою Христом и одушевляемых одним Духом Божьем, то мы как члены тела Церкви, должны беречь и любить друг друга, как себя, как свою душу и тело, отражать от сердец своих самолюбие, своекорыстие, зависть, неприязнь, гнев, вражду, злопамятство, блуд, невоздержание прощать друг друга, как желаем того себе от других, снисходить к немощам ближних, помогать им усердно и охотно. Любовь есть признак самый верный учеников Христовых, и членов Церкви Христовой. Без любви нет Церкви. Сию любовь насади в нас, Господи, да не мыслим зла!
Церковь есть наилучший, небесный друг всякого искреннего христианина. Священник должен быть носителем и выразителем ее духа для всех мирян. Церковь есть наилучшая, единственная духовная нежнейшая мать наша; священник должен быть носителем и выразителем духа матерней любви к мирянам, почему и называется отцом, а их называет чадами. История Церкви-громкая свидетельница всей истины Божьей, всего Откровения. Церковь Божья-всемирный маяк, светящий всем плавающим в пучине житейской (апостолы, пророки, мученики, святители, преподобные).
В Церкви выразился дух любви Божьей к людям, в пастырстве, в отечестве и в сыновстве (отцы духовные, чада духовные). Строго держатся надо этого пастырям и пасомым ; не мы, пастыри, пасем, - а Сам отец небесный чрез нас пасет, мы должны помнить свое отечество небесное, к которому должны стремится и к коему приводить верующих через церковное пастырство.
Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22.1.). Святая Церковь, понимаемая в смысле общества всех святых, переселившихся на небо, и всех православных христиан, подвизающихся на земле, имеет величайшую, неземную силу, могущую победить всякую злобу дьявола и человеков лукавых и злонамеренных, разрушать все козни их, только нам нужно всегда веровать в Господа, во всесильное ходатайство Божьей Матери и ходатайство всех святых, и главное, жить достойно своего великого звания.
На этом основании святая Церковь часто в ектеньях великой, малых и проситеывать усердно Главу ее Господа, Начальницу мысленного назидания Пресвятую Богородицу, всех Ангелов и всех святых. В апостолах, мучениках, святителях, преподобных и всех святых мы имеем пример горячей любви, послушания и преданности Богу, и доказательство того, что если мы захотим, мы можем угодить Богу и спасти себя и других; мы видим в них обличение своего неверия, неразумия, лености, небрежения, холодности, и потому наиболее будем осуждены, если не покаемся.
Кроме того, мы имеем во святых – помощников и молитвенников о себе пред Богом: будем же усердно призывать их. Братья, други! Любите Церковь: в Церкви-ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из преснотекущего источника Духа Святого,- ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, утешение, просвещение, ваша сила, в ней все высочайшие вечные интересы человека. О, какое благо-Церковь! Слава Господу Церкви, изливающему на нее свои дары безмерном множестве. О, веруйте, веруйте, не словами только, но делами – во святую, соборную апостольскую Церковь, или общество спасаемых во Христе, украшаясь всякой добродетелью.
В Церкви все премудро, свято, благолепно, животворно; тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. Мы- христиане, и христиане православные: воспользуемся выгодами своего призвания и своего положения для себя и для других. Святая Церковь Непорочная, со смыслом чистым, мать наша, совершенно близка к Богу имеет к Нему великое дерзновение, она может во всем умолить Его, всякая молитва ее исполняется Богом; молитесь же Ему искренно и часто вместе с нею, наипаче живите чисто-и все будет вам. Другие церкви уклонившись от истины ее, не могут иметь такого как наша Церковь, дерзновение пред Ним.
То вот так-то, ваше Боголюбие, и это страшное и самое страшнейшее искушение и можно и должно побеждать при помощи Божьей, помня и неизменно в памяти всегда содержа слова Тайновидца, что «побеждаяй наследит вся и побеждающему дам сести на престоле Моем и претерпеваяй до конца спасется». И тот, кто забывает слова Давида: «храни незлобие и виждь правоту, яко есть остаток человеку мирну», - тот без труда препобеждает и самые страшные искушения; ибо молитва за обидящих нас изотворящих нам напасть делает нас подобными в сем Господу и врата Царствия Христова невозбранно отворяет нам.
Так и приобретайте и сами Его и других тому научайте и всегда, более всего, рассуждайте: в Духе ли Божием вы или нет! И если паче чаяния нет, то ищите Его паки, дондеже обрящется и препочиет на вас. Он снова в множайших мерах. Его неоскудеваемой и приснотекущей благодати Своей, и не зарывайте таланта вашего в землю, а отдавайте делателям винограда Христова, да воздаст Господь, пришедши судить живых и мертвых, и вам сугубо сторицею (по мере труда и делания вашего на путях заповедей Его) и умножая, да умножит таланты ваши в жизни паки бытия во царствии своем небесном.
Настоятель храма Св. Пророка Илии в Агудзерах Иерей Далмат Гопиа