АБХАЗИЯ И В НЕЙ НОВО-АФОНСКИЙ СИМОНО-КАНАНИТСКИЯЙ МОНАСТЫРЬ.
Не прошла и неделя, как минули празднества, посвященные Дню Победы Абхазского народа в войне 1992-1993 гг., как на просторах интернета разразилась горячая дискуссия, затронувшая проблемы в современной истории христианства в Абхазии. Все началось с выступления Константина Федоровича Затулина на К-Ч ТВ, где он затронул вопрос о построении церкви в Абхазии, захвате Ново-Афонского монастыря и учреждении там митрополии под предводительством отца Дорофея. После чего последовал ответ отца Дорофея в адрес российского политика. Но Константин Федорович Затулин прежде всего православный христианин.
Новоафонский монастырь юридически и канонически не принадлежит отцу Дорофею (Дбар), и слова Константина Федоровича Затулина о том, что он вор и рейдер, к сожалению, соответствуют действительности, так как Ново-Афонский монастырь передан Абхазской Православной Церкви, а не «Священной митрополии Абхазии».
В Ново-Афонском монастыре совершается недопустимое священнослужение во главе с запрещенным Православной Церковью раскольником. Майкопская и Адыгейская епархия Московского Патриархата, в которой он рукополагался, за неоднократные канонические отступления от православных канонов запретила отца Дорофея в служении. Он всегда игнорировал церковные православные правила и не подчинялся им, не подчинялся священноначалию Церковного Совета АПЦ, лично отцу Виссариону. Когда отец Виссарион просил его не делать ничего без благословения, отец Дорофей додумался через лукавые силы не подчиняться благодатным силам православного учения. После всего этого он был строго предупрежден, чтобы далее подобное поведение не повторялось. Но, к великому сожалению, он решил никому не подчиняться.
Тогда отец Виссарион сказал, что Церковный Совет АПЦ обратится к Майкопскому архиерею. Однако отец Дорофей также никак не реагировал и на предупреждения архиерея. Запрещенный отец Дорофей за такие действия в Православной Церкви должен быть извергнут из сана. Абхазская Православная Церковь ставила вопрос о его извержении из сана, но по благословению Святейшего Патриарха Кирилла это пока не было сделано. Патриарх Кирилл сказал лично отцу Виссариону: «Вас, священнослужителей абхазцев, мало, подождите, чтобы отец Дорофей вошел во врата покаяния». Отец Виссарион согласился с этим и обратился к отцу Дорофею и ко всем, кто участвовал в этом расколе. Более того, было написано письмо Патриарху от лица президента РА Рауля Хаджимба и отца Виссариона. Святейший дал ответ – запрещенному отцу Дорофей необходимо поехать в Майкоп для снятия с него запрещения с соблюдением всех церковных канонов: прежде всего, необходимо обращение отца Дорофея с покаянием к той Церкви, которая его рукополагала, тогда он будет прощен.
Но, как нам известно, он и здесь слукавил. Потому что тем, кто обращался к президенту и отцу Виссариону, он дал слово: как скажет Святейший, так и будет. Но он обманул всех нас. И президента РА, и тех, кто ходатайствовал за него. Запрещенный священнослужитель отец Дорофей относится враждебно, прежде всего, к самому себе, не думая, что такими действиями может погубить свою душу. Какая польза человеку, тем более монаху, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит. Отец Дорофей, призадумайся, ты монах, не губи свою монашескую душу. Мы за тебя молимся, и хотим обратиться к тебе с евангельскими словами: «Любите друг друга...» Заповедь гласит: «Любите врагов своих…», а ты не враг. Со слезами покаяния вернись к той Церкви, которая тебя рекомендовала и на учебу в Сергиев Посад, и на постриг, и на принятие священного сана. Цени все это. Подчинись благодатному учению Православия.
Что же задело отца Дорофея в выступлении Затулина? Оценка роли России в становлении истории Абхазии, и церкви, в частности? Отец Дорофей отсылает Константина Фёдоровича Затулина к своей статье об истории участия российского императора Александра III в построении Ново-Афонского монастыря. Ну, хорошо, император российский дал 5000 рублей, а остальные средства откуда? Это средства, собранные и русским монастырем на Афоне в Греции, и подворьем Афона в Петербурге, и средства Синода – все эти средства от России. Сам монастырь устроен, в том числе, и для осуществления миссионерской деятельности на той территории и среди того народа, где он построен, то есть, устроение монастыря в Абхазии – великое благо и для Абхазии, и для абхазского народа. Вся интеллигенция Абхазии – выходцы новоафонского училища, где их обучали на абхазском и русском языках.
17.02.1810г. император Александр I издал манифест о присоединении Абхазского княжества к Российской империи, что, фактически, прекратило экспансию Османской империи в Абхазии. С этого момента начинается период развития христианства на Западном Кавказе миссионерами Российской Церкви.
Константин Фёдорович Затулин процитировал фразу из фильма «Подкидыш», отсылая к сбору подписей в пользу устроения самостоятельности Церкви в Абхазии, где ответ был возможен лишь один – ответ в силу стилистики постановки вопроса. Отец Дорофей интерпретировал это как оскорбление в адрес народа Абхазии, в чем можно усмотреть явную провокацию и манипуляцию над сознанием своих подписчиков. Аналогично, в 2011 г. подобным же образом была интерпретирована цитата из запрета. «Сборище народа» - не уничижительный выпад архиерея в адрес абхазского народа, а характеристика событий в Ново-Афонском монастыре с точки зрения церковного права.
Почему отец Дорофей запрещен? Потому, что вся его деятельность в Абхазии – самочиние, что в церковной практике недопустимо. Собрание в Новом Афоне не было согласовано со священноначалием Церковного Совета Абхазской Православной Церкви. В 2011 году отец Дорофей приехал из Греции, пропиарив и свой сан архимандрита, и богословские регалии, буквально ткнув в лицо отцу Виссариону своим крестом и козырнув докторским званием, которое, кстати, тогда еще не было ему присвоено, пытаясь представить себя в Абхазии церковным духовным лидером.
Отвечая Константину Фёдоровичу Затулину, отец Дорофей также не забыл перечислить все свои достижения, при этом поправив ошибочно присвоенное Константином Фёдоровичем Затулиным отцу Виссариону звание протоиерея на более скромное – иерея. При этом хотелось бы отметить, что отец Дорофей при общении со своими приверженцами позволяет в свой адрес фамильярность – они не берут у него благословение, могут позволить на богослужении находиться в головном уборе, а тут, вдруг, такая щепетильность, торжественное напоминание, что он – священник, и поэтому требует к себе соответствующего отношения. А ведь запрещение отца Дорофея последовало после самочинного собрания, цель которого – заявить о «воле народа», было вызвано пренебрежением данными прещениями и священнодействиями в данном статусе.
Главная же проблема, которая довлеет над всем нашим обществом – неприятие отцом Дорофеем, хотя он все время это и отрицает, российского влияния на культуру, как в светской, так и в церковной жизни Абхазии.
Зачем-то приведена история с Владиславом Григорьевичем Ардзинба с рассуждениями о Бамборе и передаче Ново-Афонского монастыря Русской Православной Церкви. Та встреча с первым президентом Абхазии касалась передачи монастыря не Русской Православной Церкви, а Абхазской Православной Церкви, а цитата про Бамбору вызывает возмущение у тех людей, которые знали лично Владислава Григорьевича. Они свидетельствуют о том, что такие мысли не были свойственны последнему. При этом на своем дне рождении в Благовещенском кафедральном соборе г. Сухума отец Дорофей (Дбар) критически высказывался в адрес Владислава Ардзынба. Конкретно слова отца Дорофея: «… Владислав Григорьевич Ардзынба погубил молодежь абхазскую!..» Одновременно хотим напомнить отцу Дорофею, что, когда отец Виссарион решил отправить их на учебу, он обратился к Сергею Дбар, командующему ВС, он ответил так: «Им надо научиться защищать Родину». После этих слов о. Виссарион пошел к верховному главнокомандующему абхазской армии Владиславу Григорьевичу Ардзынба, и он согласился отправить их на учебу.
Отец Дорофей, научись благодарить Бога и тех людей, которые помогали тебе и сегодня хотят помочь. Только ты один этого не хочешь. Откажись от своего тщеславия, ведь тебя никто и никогда не выбирал ни на какие должности. Православная Церковь выбирает соборно, и никакую митрополию Абхазская Православная Церковь не создавала. Это тоже твое непослушание, для того чтобы быть первым в митрополии. Из всей твоей биографии, из твоего становления на пути духовном, везде прослеживается стремление быть во главе всех церковных дел. Это грубое нарушение православных канонов Церкви. Мы тебе хотим напомнить, какие канонические правила ты нарушил, чтобы ты попытался их исправить. Мы тебе поможем, и Бог тебе поможет. Откажись осуждать обидящих тебя, и начни за них молиться, что будет для тебя и окружающих спасительным. На встрече со Святейшим патриархом Московским он нам сказал так: «Мы хотим вам помочь, и ничего от вас не хотим кроме молитвы и совершения литургии, где все православные христиане Абхазии евхаристическим путем становятся участниками жизни вечной».
Правило 11 Святых Апостолов:
Аще кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молитися будет: да будет извержен и сам.
Правило 12 Святых Апостолов:
Аще кто из клира, или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный приятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты: да будет отлучен и приявший и приятый.
Правило 15 Святых Апостолов:
Если кто пресвитер, или диакон, или вообще находящийся в списке клира, оставив свой предел, во иной отойдет, и совсем переместясь, в другом житии будет без воли епископа своего: таковому повелеваем не служить более, и наипаче, если своего епископа, призывающего его к возвращению, не послушал. Если же останется в сем безчинии: там, как мирянин, в общении да будет.
Правило 28 Святых Апостолов:
Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви.
Правило 32 Святых Апостолов:
Если который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но только отлучившим его; разве когда случится умереть епископу отлучившему его.
Правило 81 Святых Апостолов:
Говорили мы, что не подобает епископу, или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неопустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творить, или да будет извержен. Ибо никто не может двум господам работать, по Господней заповеди.
Правило 2 Антиохийского Собора:
Все входящие в церковь, и слушающие священные писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отврашающиеся от причащения святые евхаристии, да будут отлучены от церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное. Да не будет же позволено имели общение с отлученными от общения, ниже сходитися в домы и молитися с находящимися вне общения церковного: нуждающихся собраний одной церкви не приимати и в другой церкви. Аще же кто из епископов, или пресвитеров, или диаконов, или кто-либо из клира, окажется сообщающимся с отлученными от общения: да будет и сам вне общения церковного, яко производящий замешательство в чине церковном.
Правило 15 Антиохийского Собора:
Аще который епископ, будучи обвиняем в некоторых проступках, судим будет от всех епископов тоя области, и все они согласно произнесут на него единый приговор: таковый другими епископами отнюдь да не судится, но согласное решение епископов области да пребывает твердым.
Правило 105 (118). Карфагенского Собора:
Кто, быв отлучен от общения церковного в Африке, прокрадется в заморские страны, дабы приняту быти в общение, тот подвергнется извержению из клира.
Считаем своим долгом наполнить, что в 2010 г. именно братья монастыря во главе с о. Андреем Ампар, и явно, не без участия о. Дорофея, написали за спиной отца Виссариона письмо патриарху Кириллу с предложением отдать Ново-Афонский монастырь под ставропигиальное окормление с условием рукоположения о. Андрея в сан епископа.
Читать документ...
Очевидно, что намек на военную базу в Бамборе, на ее положение и влияние в жизни Абхазии – посыл к тому, что это проявление силы и давления на суверенитет Абхазии. Но не будем забывать, что наш суверенитет, в первую очередь, заслуга как нашего народа в борьбе за независимость, так и внешней политики России. Страшно представить, что будет, если Россия отзовет свои решения по независимости и выведет базу из Бамборы.
Отец Дорофей, оправдывая свой статус запрещенного священнослужителя, приводит примеры анафематствования иерархов Грузинской Церкви, прославления святого, который в свое время был неканоничен в своем служении с точки зрения церковного права. Этим он проявляет явный либерализм, оправдывая свое самочиние, не учитывая историю Церкви в рамках Предания Церкви, Вселенских соборов, истории чина Торжества Православия и православной апологетики.
Остается надеяться, что отец Дорофей исполнит на деле свои слова о благотворности подобных дискуссий на пользу себе и окружающим для своего развития и вразумления с последующим покаянием для воссоединения с Православною Церковью.
Церковный Совет Абхазской Православной Церкви.